Сказкотерапия — одна из современных разновидностей психотерапии. О том, как, используя сказки, специалисты могут развивать эмоциональный интеллект, улучшать социальные навыки, помогать преодолевать страхи, корректировать поведение и сознание ребенка.
Чтение сказок детям — важный элемент развития ребенка, ведь сказка — это уникальный инструмент для воспитания, обучения, раскрытия творческого потенциала.
Родители могут рассматривать сказку просто как развлечение, но на самом деле, читая и анализируя вместе с детьми увлекательные истории, можно решить следующие проблемы:
агрессивное поведение;
низкая самооценка;
различные фобии/страхи;
возрастные кризисы;
неврозы.
5 правил сказкотерапии :
Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.
Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.
Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребё нок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.
Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.
Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль
Метафорический язык сказки позволяет ребенку без стеснения говорить даже о самых трудных чувствах, таких как грусть, страх, чувство вины, стыд, ведь выдуманная история дарит чувство безопасности: «Все это происходит не со мной, а с героем сказки».
Существует несколько критериев, по которым можно отобрать сказки для работы с детьми:
пол, возраст и характер главного героя близок для ребенка;
жизнь героя схожа с жизнью ребенка (имеются в виду события, эмоции, переживания);
герой сталкивается с трудностями, при преодолении которых он и ситуация вокруг меняются;
у сказки есть логическое завершение: герой делает для себя выводы, меняется его поведение или иным образом решается проблема.
В качестве терапевтических хорошо подходят народные сказки: «Сивка-бурка», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Волшебное кольцо» и другие.