Личный кабинет ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Причины повышенной тревожности в процессе обучения могут быть разными, но все они требуют внимания и чуткости в оказании поддержки сыну или дочери.

📌Одной из самых частых причин тревожности является завышенные требования к ребенку, негибкая, догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности и склонности. Наиболее распространенная система воспитания — «ты должен быть отличником». Выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного смелого, ловкого, не знающего поражений, не соответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно) больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему (но высоко ценимых родителями) интересов, например как туризм, плавание. Ни одно из этих занятий само по себе не плохо. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересует школьника, ставит  в ситуацию неизбежного неуспеха.

Стремясь выработать у ребенка такие качества как добросовестность, послушание, аккуратность, учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него внутреннее наказание. Без сомнения, добросовестное отношение к делу необходимо, однако дело школьника (учение) — особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Если рабочий трудится прежде всего ради результата, например ради производства какой-либо детали, то ребенок учится не для того ,чтобы решить ту или иную задачу: она давно решена и ответ помещен в конце задачника.

Особенности  поведения тревожного  ребенка:

🔻частые проявления беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит.

🔻 отличаются особой чувствительностью. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам  ,остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

🔻 низкая самооценка, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не
получается!»)

🔻имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляции с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

📍Меры предосторожности

Для профилактики тревожности детей младшего школьного возраста рекомендуется включать их в межличностные отношения со сверстниками, а также создавать ситуации успеха. Они должны иметь возможность для эмоциональной разрядки. Направления профилактики тревожности у младших школьников можно разделить на два вида.

⃣ выработка конструктивных способов поведения при столкновении с трудностями, а также овладение приемами, которые позволят справиться с излишним волнением и тревогой.

⃣ развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. Для эффективной работы необходимо создать атмосферу эмоционального благополучия и ситуации успеха, не сравнивать ребенка с другими, развивать навыки коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.

✔Правила оценочной безопасности

Ребенок находится в зависимости от мнения значимых взрослых о нем и ждет их оценки своим действиям и поступкам.

Как правильно давать эту оценку?

⃣ Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную, часто достаточно улыбки, одобрительного кивка головы и т. п.).

⃣ Хвалить исполнителя, а критиковать только исполнение. Вместо «У тебя пять ошибок в этом диктанте» лучше сказать: «Давай с тобой найдем пять ошибок в этом диктанте».

⃣На ложку дегтя — бочка меда. Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

⃣ Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо «заклинания» «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» использовать эффективную установку: «В прошлой работе ты пропустил шесть букв, сегодня — не больше пяти».

⃣ Разрешать сомневаться и чего-то не знать.

⃣Позволять делать выбор. Чувство, что от тебя что-то зависит, позволяет по-другому относиться к происходящему.

⃣ Формула «Опять ты не…» — верный способ выращивания неудачника.

⃣Никогда не следует:

▪ прибегать к сарказму как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;
▪ заставлять ребенка отвечать, давить на него;
▪ сравнивать с другими;
▪ напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание на них;
▪ внушать ребенку, что он обречен на провал в последующем обучении, что он никогда не сумеет ничего в жизни достичь, если не ответит сейчас;
▪ ставить ребенка в ситуацию унижения и беспомощности, подчеркивая и показывая тем самым свое преимущество и его никчемность как ученика и как личности.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не обретет уверенность в своих возможностях и способностях, не избавится от тревожности как психического состояния , сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности