Личный кабинет ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА?

Психологи, психиатры, социологи очень часто говорят о том, что нельзя кричать на детей, и объясняют, почему этого не стоит делать. Однако, по их мнению, каждый второй родитель продолжает время от времени в воспитательных целях кричать на ребенка, а каждый третий — делает это постоянно.

Если обратиться к исследованиям психиатров и нейробиологов, можно обнаружить ряд работ, которые свидетельствуют о том, что крик на ребенка, оскорбления и другие наказания подобного рода меняют структуру головного мозга ребенка.

📍Как это происходит?

На физиологическом уровне нейробиологи отмечали уменьшение мозолистого тела в мозге. Мозолистое тело расположено между двумя полушариями мозга в теменно-затылочной части. Это крайне чувствительная часть головного мозга, поскольку состоит из порядка двухсот миллионов проводящих нервных волокон. Функция мозолистого тела — координация работы мозга и поддержание передачи информации от одного полушария к другому. В результате изменений в мозолистом теле активность в разных частях мозга снижалась.

Как следствие, у ребенка значительно ухудшался уровень развития познавательных процессов: снижалась память, ухудшались концентрация и объем внимания, терялось эмоциональное равновесие, появлялась тревога и страхи.

❗️ Когда мы кричим на ребенка, мы проявляем в его сторону агрессию. Безусловно, она не физическая, но это не означает, что воздействие и причиненный ущерб от этого уменьшаются.

Существуют общие и специфические типы семейного воспитания, связанные с возникновением эмоционального неблагополучия (страхов и тревожности) у детей 5–7 лет, также были выявлены особенности восприятия семейной ситуации детьми с подобными проблемами.

К общим типам относятся: низкий уровень эмоциональной близости, высокий уровень тревожности.
К специфичным типам взаимодействия у детей шестого года жизни относятся низкий уровень принятия и высокая конфронтация родителей, высокая требовательность, высокая строгость и непоследовательность воспитания. В беседах (по результатам рисуночных методик) дети отмечали, что мама или папа могли ругаться и кричать дома, сильно злиться на них и проявлять агрессию.

❗️ Таким образом, одним из существенных последствий крика в области психического развития ребенка является возрастание числа страхов, которые не являются условно-нормативными, а также повышение общего уровня тревоги у детей.

📌Причины крика

Безусловно, причины того, что родитель повышает голос, далеко не всегда связаны только с плохим поведением детей.

Крик может показывать, что родитель находится в ситуации беспомощности и просто не знает, как еще он может воздействовать на ребенка, как добиться выполнения семейных правил или по-другому договориться с ребенком.

Поэтому очень важно повышать родительскую компетентность, способность выполнять свои родительские функции — учиться находить компромисс с ребенком, использовать в общении «Я-высказывания», учитывать возрастные особенности развития детей и пр.
Повышение голоса на ребенка может свидетельствовать о потребности родителя таким образом доказать свой авторитет, доминировать над ребенком. Более того, взрослый может этого не осознавать, поэтому важно проводить рефлексию своего поведения, задумываться о причинно-следственных связях своих поступков и анализировать свои истинные потребности.

Одной из самых частых причин того, что родитель срывается на крик, является усталость, высокий уровень стресса и, как следствие, потеря контроля над своими эмоциями. В подобных случаях надо работать с причиной, а не со следствием. Поэтому необходимо учиться управлять своими эмоциями, повышать эмоциональную гибкость, развивать эмоциональный интеллект. В этой ситуации также помогут различные техники расслабления и релаксации — заземление, диафрагмальное дыхание, техники мышечной релаксации и пр. Важно не забывать про восполнение ресурса, для этого необходимы здоровый сон, полноценный отдых, физическая активность, забота о себе в различных проявлениях.

Для родителей также полезно научиться
устанавливать семейные правила и обговаривать с ребенком последствия их нарушения. Например, не делать ребенку что-то плохое (кричать), а лишить каких-то привилегий: к примеру, невыученные уроки — соответственно, запрет на компьютерные игры. Необходимо научиться выстраивать с ребенком диалог, уметь обсуждать альтернативы и находить компромиссы.

Если родителю сложно справиться с собственными эмоциями и повышение голоса случается на постоянной основе, стоит пересмотреть свое поведение и проконсультироваться с психологом.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности