Вопреки бытующему мнению, одинокими бывают не только взрослые. Увы, но не все родители относятся к своим детям с теплотой и любовью. Кто-то считает, что для ребенка более важно материальное обеспечение и не балует чадо любовью. Кто-то воспитывает человека с богатым духовным миром, но при этом забывает, что для этого необходимо душевное тепло.
В результате ребенок остается один со своими детскими проблемами и не находит рядом человека готового просто выслушать и понять. В этом и лежат корни детского одиночества.
Что делает в таком случае маленький ребенок?
Пытается обратить на себя внимание. Ребенок стал замкнут;
Пропала жизнерадостность;
Нарушился сон;
Исчезли друзья;
Ребенок перестал следить за собой, Появилась небрежность в одежде; Исчезли доверительные отношения со взрослыми.
Он старается стать послушным и воспитанным, думая, что таким образом заслужит хоть немного любви. А вскоре начинает проявлять агрессию, чтобы его просто замечали.
Причины и пути их устранения
Одиночество дома.
У каждого человека есть определенные базовые потребности. Самая главная из них — ощущение чувства защищенности и безопасности.
Родители часто не интересуются чувствами и переживаниями ребенка. Тогда он путем проб и ошибок начинает искать, куда бы ему «прибиться», чтобы почувствовать себя комфортно и естественно. Он может пойти в социальные сети, где возможно «ухватиться» за любое знакомство.
Отвержение сверстниками.
Ребенок готов пойти на все, лишь бы быть в группе своих друзей и приятелей, удовлетворяя одну из основных потребностей этого возраста. Если принятия не происходит и ребенок остается в одиночестве, развитие его личности останавливается.
Проблема выбора друзей.
Есть правило: хотите, чтобы ребенок доверял вам и не протестовал в любом
возрасте, — никогда не судите его друзей. Друг — очень важная персона, доверенное лицо. Ребенок не видит, какой он, плохой или хороший. Нужно помнить: один раз брошенное резкое слово закрепляется в детском мозгу. Ребенок фиксирует непонимание и осуждение родителей.
Часто ребенок просто не может найти себе друзей, потому что не находит близких по интересам или по духу сверстников в том коллективе, в котором находится. В результате родители стараются записать ребенка в как можно большее количество кружков или секций. Но важно помнить, что в школе ребенок находится бо́льшую часть времени и ему в любом случае нужно устанавливать контакты именно в своем классе.
Несформированные навыки общения.
Когда родители учат ребенка только одному типу поведения («тебя бьют — бей тоже» или «бьют — беги, грубят — груби»), ребенок лишается понимания и осознания других моделей. Необходимо формировать разные навыки. Ребенок должен видеть, как можно поступить в зависимости от ситуации: объяснить, предупредить и ударить и убежать в том числе.
Низкая самооценка.
Сейчас довольно часто происходит следующее: ребенок развивается как несостоявшаяся личность. Это происходит из-за того, что родители лишают ребенка самостоятельности и все делают за него. Неуверенность в себе порождает проблемы. Неуверенный в себе человек не вступает в контакт. Проблема неуверенности может проявляться как замыкание на себе либо как тревожность или агрессивность.
Ситуации подмены.
Иногда ребенку, у которого нет друзей и полноценного общения, родители покупают домашнего питомца. Но, как правило, это не исправляет положения вещей. Ребенок не занимается собакой или кошкой, родители начинают злиться и предъявлять претензии, и проблема усугубляется. Ведь ничто не может заменить полноценного человеческого общения. В такой ситуации лучше дать ребенку поскучать, для того чтобы он мог попытаться найти себе занятие, которое его увлечет по-настоящему. Идеальный вариант, если это будет какое-то совместное семейное времяпрепровождение.
Чтобы помочь ребенку справиться с одиночеством, важно поговорить с ним, чтобы вместе исследовать проблему. При этом ребенок должен чувствовать, что лично контролирует процесс, и самостоятельно выбирать из предложенных вариантов подходящий.