Одарённые дети

В соответствии с основными видами деятельности Центр оказывает психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей по следующим направлениям:

— диагностическое,

— консультативное,

— психолого-педагогическое просвещение,

— методическое обеспечение.

Диагностическое направление служит изучению индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. Педагоги-психологи оказывают помощь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования.

Основополагающие принципы:

  1. Комплексность оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка;
  2. Анализ поведения ребенка в сферах деятельности, максимально соотувествующих его интересам;
  3. Оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития;
  4. Ориентация на процесс, а не на результат: диагностика прогноза и развития.

В качестве диагностического инструментария специалисты Центра используют апробированные и научно-обоснованные методики, направленные на анализ общей и специальной (психомоторной, интеллектуальной, творческой, академической, социальной и духовной) одаренности ребенка. такие как:

а) тесты креативности для детей (Дж.Гилфорд);

б) тест Торренса на образное творческое мышление; предназначен для оценки творческих способностей детей в возрасте от 5 лет и старше;

в) тест креативного потенциала Р.Хорнера и Ю.Хеменвей, который измеряет показатели «оригинальности», «гибкости», «беглости» и «точности» мышления.

Диагностика одаренности также проводится при помощи аппаратно-программного комплекса «НС-Психотест» (лицензия «Нейрософт»), в том числе:

  • Диагностика мотивации успеха и боязни неудач в структуре мотива достижения (Опросник Реана);
  • Оценка эффективности умственных операций анализа, синтеза и сравнения и диагностика уровня развития наглядно-образного мышления (методика Р.Амтхауэра);
  • Опросник изучения эмоциональной направленности личности (Б.И.Додонова);
  • Психофизиологическая диагностика концентрации и устойчивости внимания;
  • Реакция на движущийся объект (РДО). Выявление уравновешенности нервных процессов и работоспособности;
  • Шкала дифференциальных эмоций. Методика разработана К.Изардом и адаптирована А.Леоновой;
  • Корректурная проба (Бурдона). Предназначена для оценки устойчивости, объема и переключаемости внимания;
  • Методика самооценки социально-психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности;
  • Опросник личностной ориентации Э. Шостром. Краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл;
  • Методика «Уровень соотношения «Ценности» и «Доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД). Разработана Е.Б. Фанталовой, является центральной методикой предложенного ею комплекса «Диагностика внутреннего конфликта»;
  • Исследование свойств внимания. Оценка объема, переключаемости и распределения внимания на основе методики «Таблицы Шульте-Платонова»;
  • Тест механической понятливости (Беннет). Диагностика технических способностей;
  • Тест Гудинаф-Харриса. Проективная методика диагностики интеллекта младших школьников. 
  • Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена. Диагностика уровня интеллекта на основе оценки эффективности выполнения невербальных заданий, адаптированная для работы с маленькими детьми.

Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов является способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути. В рамках консультационного направления также оказывается психологическая помощь родителям одаренных детей и подростков.

    Психолого-педагогическое просвещение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, с целью развития их компетентности в вопросах поддержки одаренных детей и подростков. Лектории и семинары по различным темам обучения и воспитания проводятся как в очном, так и в онлайн формате, на страницах социальных сетей Центра (Психологический канал «Эмпатия»).

    Методическое опровождение (в том числе, экспертиза) программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Основное содержание методической работы ориентировано на социальную адаптацию и интеграцию одаренного ребенка в образовательную среду. Методического обеспечения требуют направления развивающей работы образовательных организаций с одаренными детьми, которые представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации.