Личный кабинет ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ШКОЛЬНОМ СТРЕССЕ

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ШКОЛЬНОМ СТРЕССЕ

В жизни школьника есть три основополагающих периода, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию.

Первый класс

* Появление новых обязанностей. Еще буквально вчера он был ребенком, играл в садике, а сегодня от него уже требуют совершенно иного поведения.
* Ограничение двигательной активности: нужно по 35–45 минут сосредотачиваться, слушать учителя, сидеть за партой.
* Новый режим дня.
* Классный коллектив, личность педагога: ребенку нужно знакомиться с новыми ребятами, не всегда отношения складываются хорошо. Учитель может показаться малышу слишком строгим.
* Переживание кризиса 6–7 лет. Возрастание объема поступающей информации.

Пятый класс

* Много разных учителей, новый классный руководитель.
* Непривычное расписание.
* Много новых кабинетов.
* Возросший темп и объем работы, домашних заданий.
* Рассогласованность требований отдельных педагогов.
* Необходимость приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи учителей.
* Ослабление или отсутствие контроля.
* Низкая готовность к обучению в среднем звене (несамостоятельность в работе с текстами, низкий уровень развития речи и т. д.).
* Своеобразие подросткового возраста.

Выпускные классы

* Интенсивная умственная деятельность.
* Нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения. Нарушение режима сна и отдыха.
* Сомнения в собственных способностях.
* Негативные переживания «А вдруг я не сдам?», «Что будет дальше?».
* Ответственность перед родителями.
* Оценка результативности деятельности в процессе сдачи экзаменов.

✅Как понять, что ребенок в стрессе

Первый класс

* Трудности засыпания, беспокойный сон.
* Усталость, которая не свойственна ребенку.
* Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
* Невнимательность, отсутствие сосредоточенности.
* Тревожность.
* Отсутствие уверенности в себе, поиск одобрения взрослых. Обратите внимание: если утром ребенок не хочет идти в школу, всячески противится, а после школы вы забираете его в веселом расположении духа — это норма для адаптации. Но если он целый день в подавленном состоянии, даже после школы приходит грустный — это повод задуматься и обратиться к специалисту.
* Отказ от контактов, стремление к уединению.
* Подергивание плечами, качание головой, трепет рук.
* Снижение массы тела или, наоборот, проявление симптомов ожирения.

Пятый класс

* Усталый внешний вид ребенка, постоянные жалобы на плохое самочувствие.
* Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
* Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
* Нежелание выполнять домашнее задание.
* Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
* Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
* Беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения.

Выпускные классы

* Физические признаки: недомогания, растерянность, страх, неуверенность, тревога, депрессия, раздражительность, ухудшение сна и аппетита.
* Интеллектуальные признаки: чрезмерная самокритика, неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом — своих или чужих, кошмарные сны, ухудшение памяти, снижение способности к концентрации внимания, рассеянность, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения, ошибочные действия.
* Поведенческие признаки: стремление заниматься другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену, избегание любых напоминаний об экзаменах.

❗Какие меры профилактики стресса можно предпринять

Родители первоклассников, прежде всего, должны проявить любовь и заботу, создать благоприятный климат в семье, как можно больше хвалить малыша не только за успехи в школе, но и вообще за любые мелочи. Не стоит сравнивать ребенка с другими, обязательно поддерживайте его в трудной ситуации.
Вы должны понять: то, что кажется мелочью вам, для первоклашки может быть настоящей трагедией.

Обязательно организуйте для ребенка оптимальный режим дня: если вы чувствуете, что он хочет поспать после школы, ни в коем случае не отказывайте ему. Не заставляйте его делать домашнее задание долго, обязательно помогайте и не перегружайте малыша внешкольными активностями. Подумайте, возможно, стоит отказаться от каких-то кружков, если вы понимаете, что ребенок устал.

Постарайтесь как можно чаще бывать на свежем воздухе, играть в спортивные игры, петь. Помогите ребенку завести новых друзей, на собственном примере научите его дружить с одноклассниками — расскажите, как это здорово, когда у тебя есть друзья.

При переходе в пятый класс многие школьники также проходят адаптацию, которая может длиться до двух месяцев. Родителям в данном случае очень важно поддержать ребенка: принимайте его таким, какой он есть, несмотря на неудачи, с которыми он столкнулся или еще может столкнуться.

Родители должны постараться максимально проявить интерес к школьным делам, обсуждать с ребенком сложные ситуации. При этом не ослабляйте контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он уже привык к вашему контролю.

К самостоятельности ребенка нужно приучать постепенно: у пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность. Естественно, не стоит допускать никаких физических мер воздействия, не кричать, особенно в присутствии других людей. И, конечно, как и в ситуации с первоклассником, хвалите ребенка не только за успехи в школе, чтобы он с удовольствием рассказывал, что произошло за день.

Стресс у выпускников может достигать особого пика буквально за несколько дней до экзамена. У некоторых ребят даже бывают панические атаки. Поэтому очень важно, чтобы мамы и папы поддерживали школьников, несмотря ни на что. Обязательно скажите ребенку, что вы его любите, даже если он не сдаст экзамены. Почаще хвалите его, положительно оценивайте его возможности и способности. Ни в коем случае не создавайте напряжение во взаимоотношениях, не угрожайте ему последствиями несданного ЕГЭ или ОГЭ.

Помогите выпускнику увидеть в экзамене и положительные моменты: расскажите, что будет, если он хорошо его сдаст.
Задолго до экзаменов обязательно обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки.

📌Общие рекомендации для родителей школьника:

* Подавайте пример. Расскажите, как это было с вами, обозначьте, что несданный экзамен или плохая оценка совершенно не означают катастрофу.
* Предлагайте помощь. Нередко ребенок может замыкаться в себе, не просить о помощи: не стесняйтесь предлагать ее сами, спрашивайте, не давите, но всегда будьте рядом.
* Обучите ребенка приемам саморегуляции. Иногда для того чтобы успокоиться, достаточно просто глубоко подышать. Можно также освоить техники медитации или заняться вместе спортом — так ребенок научится контролировать собственное тело и выплескивать во время занятий лишние эмоции.
* Перестройте режим. Следите за тем, чтобы ребенок ложился спать не поздно, снимите с него лишнюю внешкольную нагрузку, насколько это возможно, выделяйте время на совместный активный отдых.

Родителям и детям важно понять, что школьные тревоги неизбежны, не было еще ни одного человека, который бы не испытывал стресса при обучении. Не давите на школьника своими ожиданиями, а поддерживайте, даже если что-то не получается.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности